Фотография сделана в феврале 1982 г. в восточной провинции Кубы, Сантьяго-де-Куба, в рамках работ над «Этнографическим атласом Кубы», которые были начаты в 1980 г. в провинции Матансас.
Восток Кубы характеризуется преобладанием горных ландшафтов, условия которых благоприятны для выращивания кофе. В начале XIX в. кофе для Кубы даже считалось «вторым богатством» после сахарного тростника. Его разведению на острове способствовала миграция населения с о. Гаити, вызванная гражданскими войнами на соседнем с Кубой острове. На Кубу прибывали батраки с Гаити и в первые десятилетия ХХ в.
Кофе стал неотъемлемой частью жизни кубинца. И если в городе для обработки зерен кофе использовали ручные мельницы, а потом и вовсе стали приобретать молотый и растворимый кофе, то в сельской местности в 1980-е гг. кофе обрабатывали (лущили, а затем разбивали поджаренные зерна) в деревянных ступах деревянными же пестами. И мы их видели почти в каждом хозяйстве сельского жителя.
Не было выявлено никакого стандарта в изготовлении ступ, ни в форме, ни в размерах их самих или чаш, ни в использованной древесине.
Ступы в большинстве случаев вертикальны, их форма может быть почти строго цилиндрической, обычно верхняя часть более широкая, чем нижняя. Встречаются и такие, где верхняя часть (чаша) и база разделены более узким поясом, что придает ступе форму кубка. Ступы с одной чашей служили как для лущения, так и для измельчения зерен. Меньше было встречено вертикальных ступ с двумя чашами, на противоположных торцах; в таком случае одна чаша служила для лущения зерен, а вторая — для их размола.
Высота встреченных ступ была от 35 до 71 см.
Размеры пестов — от 55 до 87 см. Песты также не стандартны, они могли быть как в виде гладкой палки без головок (как на фотографии), так и с двумя головками. В последнем случае обе головки могут быть рабочими, или одна из них делалась для того, чтобы легче было удерживать пест в руках. Головки могут занимать до 2/3 длины песта, при этом рабочая — более длинная (и, следовательно, более тяжелая).
Несколько ступ были горизонтальными, то есть рабочая чаша располагалась на одной из продольных сторон куска деревянной балки.
Разнообразие ступ было вызвано, видимо, тем, что они не были сделаны профессиональными ремесленниками на продажу или обмен, как это известно в некоторых странах. На Кубе, по крайней мере на востоке, ступы делали их будущие пользователи, или родственники и знакомые, видимо, с учетом физических кондиций хозяина — роста, силы и пр. и в зависимости от доступности сырья, свойства которого также могли влиять на форму и размер ступы.
В известных мне случаях ступы были изготовлены, по большей части, мужчинами. Но в некоторых обстоятельствах их делали женщины, как правило, одинокие. Ступы, сделанные женщинами, обычно более просты по форме. Песты были сделаны мужчинами.
Наиболее сложной операцией в изготовлении ступы было, скорее всего, получение чаши. Для этого древесина выжигалась огнем, а зола или угли выбирались стамеской, мачете или просто ложкой. Древесину могли выжигать с помощью керосина или накладывая на место будущей чаши стружки или нечто подобное и поджигая их; можно было просверлить отверстия. Эта операция требовала внимания — нами были встречены ступы, чаша которых было укреплена металлическим ободом, так как при ее выжигании не удалось контролировать горение древесины.
На изготовление ступы уходило от одного до нескольких дней, в зависимости от породы дерева, из которого она делалась, да и мастерства человека.
Что касается обработки кофейных зерен, то это преимущественно женская работа. Даже пришлось услышать от одного мужчины, что его жена толчет кофе лучше, чем он.
Ступ для обработки риса в 1982 г. мы не встретили, хотя наши собеседники говорили, что они — больших размеров. В этом мы убедились в других частях Кубы, где выращивали рис.