Из экспедиции к шингуанским индейцам ваура, ноябрь 2013 г.
Тени на этом снимке — женщины в ритуальном танце. Темно, при свете луны, в бусах и набедренных повязках, с раскрашенными телами, взявшись за руки, они поют и танцуют. Самое начало сезонного праздника. Самый первый кадр из нашей экспедиции, сделанный без вспышки, не вмешивающийся в атмосферу происходящего, не отвлекающий, просто созерцающий. Несмотря на свою размытость и кажущуюся бесполезность, для меня именно этот кадр стал адекватным отражением моего опыта.
То, что было магией момента, может также стать впоследствии отправной точкой для философского размышления. После нескольких лет теории и практики исследований в области тела и технологий, теперь, зная о существовании международных этических протоколов, ограничений политики государств, институтов и коммерческих компаний, накладываемых на возможности публикации изображений тела, я все больше вспоминаю о метафорах дерпа и прочих заменителей изображения в пелевинских sci-fi романах. Мне интуитивно понятна и близка позиция, в которой этика важна, согласие важно; исследователь, который вмешивается в ситуацию, отвечает за качество связи с human subject и за результаты. Но, с другой стороны, сейчас мы можем наблюдать разнообразные тенденции, связанные с тем, что согласие само по себе, без подтверждения на блокчейне через протоколы, предварительно завизированные специальными уполномоченными комиссиями, перестает быть достаточным, а за правилом don’t post начинает следовать пелевинское don’t look — don’t see. Пока я могу смотреть и видеть. Но не возникает ли у вас ощущения, что скоро в нашем распоряжении останутся только тени?